Календарь

« »

ВАЖНЫЙ ФАКТОР УСТОЙЧИВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА

Обеспечение устойчивого экономического роста нашей страны и ее вхождение в будущем в ряд государств с высоким уровнем развития неразрывно связаны с формированием эффективного финансового рынка, способного аккумулировать как средства внутри страны, так и привлекать иностранные инвестиции в нефинансовый сектор экономики.

В современных условиях одними из источников финансирования экономики являются инвестиционные и паевые фонды, с помощью которых осуществляется приток средств на фондовый рынок, в том числе и за счет вовлечения в инвестиционный процесс сбережений населения.

В этом контексте особо актуальным для нашей страны стало принятие Закона Республики Узбекистан «Об инвестиционных и паевых фондах» от 25 августа 2015 года, разработанного в соответствии с Концепцией дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране, выдвинутой Президентом
Исламом Каримовым.

О роли и значении этого законодательного акта, призванного стимулировать развитие в Узбекистане системы коллективного инвестирования и мобилизовать временно свободные денежные средства в целях финансирования различных сфер национальной экономики, корреспондент УзА побеседовала с председателем Комитета Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан по бюджету и экономическим реформам Адхамом ШАДМАНОВЫМ.

– Паевые инвестиционные фонды играют значимую роль как в мировой экономике в целом, так и в экономиках отдельных стран в частности. Аккумулируя значительные ресурсы и направляя их на различные объекты, инвестиционные и паевые фонды становятся рычагом перераспределения инвестиций между организациями и отраслями экономики. Поэтому с развитием в нашей стране различных способов инвестирования и растущей информированностью населения о фондовом рынке инвестиционные и паевые фонды стали более удобным механизмом инвестирования.

Отправной точкой создания и развития в нашей стране инвестиционных фондов как механизма коллективного инвестирования стало углубление процессов приватизации. На начальном этапе в целях широкого вовлечения населения в процесс акционирования государственных предприятий, развития рынка ценных бумаг с созданием сети инвестиционных фондов, направленных на обеспечение устойчивой доходности акций, было принято постановление правительства «О мерах по организации деятельности инвестиционных фондов» от 18 июня 1996 года. Инвестиционные фонды также осуществляли свою деятельность в соответствии с Законом Республики Узбекистан «О рынке ценных бумаг» и постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан «О мерах по совершенствованию деятельности инвестиционных и приватизационных инвестиционных фондов» от 25 сентября 1998 года.

Таким образом, инвестиционные и паевые фонды стали новой для наших граждан возможностью вложения своих сбережений в целях их прироста, другими словами, альтернативой привычным банковским вкладам и наличной валюте.

– Чем обусловлено принятие специального законодательного акта, регулирующего их деятельность?

– В Концепции дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране Президент Ислам Каримов отметил, что для дальнейшего продвижения по пути к свободной рыночной экономике требуется принятие новых законов, востребованных логикой и динамикой рыночных преобразований, осуществляемых в Узбекистане. В их числе и Закон Республики Узбекистан «Об инвестиционных и паевых фондах».

Актуальность принятия нового законодательного акта обусловлена также тем, что в ранее действующем законодательстве отсутствовало определение паевого фонда и порядок его создания, не были закреплены механизмы эффективного выполнения ими таких функций, как обеспечение свободного перелива капитала между отраслями экономики, предоставление инвесторам и широким слоям населения доступа к рынку капитала.

Именно поэтому чрезвычайно важным для отечественной экономики стало принятие Закона «Об инвестиционных и паевых фондах», целью которого стало регулирование отношений в области деятельности инвестиционных и паевых фондов.

Стоит особо отметить, что в целях его качественной подготовки был проведен анализ законодательных актов США, Германии, Южной Кореи, России и других стран в сфере регулирования деятельности инвестиционных и паевых фондов. Нормы закона были разработаны исходя из лучшей международной практики в этой сфере. Более того, данный законодательный акт был всесторонне обсужден во время бесед и конференций с участием специалистов соответствующих министерств и ведомств нашей страны. Фракции всех политических партий дали свои предложения и рекомендации по его совершенствованию.

– Расскажите, пожалуйста, об основных положениях Закона Республики Узбекистан «Об инвестиционных и паевых фондах».

– Законодательный акт состоит из 5 глав и 29 статей. В них отражены основные принципы организации инвестиционных и паевых фондов, права и обязанности их участников, а также ограничения для паевых фондов по количеству участников и срокам деятельности, механизмы контроля за целевым использованием привлекаемых фондами средств и обоснованностью для создания паевых фондов.

В частности, в соответствии со статьей 3 настоящего закона инвестиционным фондом является юридическое лицо – акционерное общество, осуществляющее выпуск акций с целью привлечения денежных средств инвесторов и их вложения в инвестиционные активы. Инвестиционный фонд осуществляет свою деятельность на основании лицензии, выдаваемой уполномоченным государственным органом по регулированию рынка ценных бумаг.

Согласно законодательству инвестиционный фонд может быть следующих типов: с обязательством выкупа выпущенных им акций или без обязательства выкупа выпущенных им акций. Тип инвестиционного фонда указывается в его учредительных документах.

В соответствии со статьей 4 паевым фондом является совокупность денежных средств двух и более лиц – инвесторов, переданных ими в доверительное управление с целью осуществления инвестиционной деятельности. Паевый фонд может быть следующих типов: с обязательством выкупа выпущенных инвестиционных паев доверительным управляющим за счет средств фонда или без обязательства выкупа выпущенных инвестиционных паев доверительным управляющим за счет средств фонда. Тип паевого фонда указывается в договоре доверительного управления паевым фондом. Важно сказать, что паевый фонд не является юридическим лицом.

В законе также закреплены такие понятия, как «инвестиционный пай» и «инвестиционные активы». Так, инвестиционный пай – это бездокументарная ценная бумага, подтверждающая долю ее владельцев в паевом фонде. Права на инвестиционный пай подтверждаются выпиской со счета депо владельца инвестиционных паев, выдаваемой Центральным депозитарием ценных бумаг.

Инвестиционными активами являются ценные бумаги, доли, денежные средства (в том числе иностранная валюта), вклады и недвижимость, составляющие инвестиционный портфель инвестиционного или паевого фондов.

Очень важно, что в законе также определены основные принципы организации инвестиционных и паевых фондов, права и обязательства участников, уполномоченный государственный орган по упорядочению фондов, а также механизмы контроля целевого использования привлекаемых ими средств.

Согласно закону агентом по выдаче, погашению и обмену инвестиционных паев может быть только Центральный депозитарий ценных бумаг, действующий от имени и за счет доверительного управляющего на основании договора, заключенного с доверительным управляющим. Порядок деятельности Центрального депозитария ценных бумаг по выдаче, погашению и обмену инвестиционных паев устанавливается уполномоченным государственным органом по регулированию рынка ценных бумаг.

– Каковы преимущества инвестиционных и паевых фондов в сравнении с другими механизмами инвестирования?

– Поскольку инвестиционные и паевые фонды являются институтами опосредованного инвестирования в экономику страны, то это дает ряд преимуществ. Например, у мелких частных инвесторов нет ни времени, ни знаний в области процедур отбора акций и работы на фондовом рынке, но они хотят иметь те же преимущества от вложения средств в акции и облигации, как и крупные профессиональные инвесторы. В этом случае инвестиционные и паевые фонды могут обеспечить профессиональное управление.

При управлении большим числом мелких инвестиций как одним крупным портфелем можно добиться экономии за счет масштаба операций, от чего инвестор может получить выгоду в виде низкой платы за управление. Отсюда – снижение затрат, что опять-таки обеспечивают инвестиционные и паевые фонды.

Инвестиционные и паевые фонды и их доверительные управляющие компании практически во всех странах являются объектом законодательного регулирования, направленного на защиту интересов, особенно мелких инвесторов. Поэтому они могут быть уверены, что доверительные управляющие будут должным образом управлять их средствами, вложенными в фонды и защищать их. При этом учет средств инвесторов осуществляется обособлено от активов доверительного управляющего, на них не может быть наложено взыскание по обязательствам доверительного управляющего.

Именно поэтому инвестиционные и паевые фонды являются удобными инструментами инвестиций на фондовом рынке для самого широкого круга инвесторов. А законодательное регулирование их деятельности, в том числе за счет реализации положений Закона Республики Узбекистан «Об инвестиционных и паевых фондах», позволит упорядочить инвестиционные взаимоотношения как важнейшее и необходимое условие обеспечения динамичных темпов экономического роста, углубления процессов структурных преобразований, модернизации и диверсификации экономики, повышения ее конкурентоспособности на мировом рынке.

Беседовала

Мехрибон МАМЕТОВА.

08. 09. 2015.